Заметила я последнее время, что много теряю, оставляя без внимания кошкины уроки, которая та преподает Кубе и Ляле в минуты временного перемирия.
Сфотографировать их в такие минуты совершенно невозможно. Они обязательно заметят, что я на них направляю объектив, и разбегутся. Или начнут чесаться, крутиться и весь кадр окажется смазанным.
Например, сегодня у Мани урок себялюбия. Лялька ещё мелкая собака, ей даже нет 1 года. Но Маняха считает, что учиться никогда не рано.

— Что сегодня будем проходить? — интересуется Лялька, вглядываясь в загадочные кошкины глаза.
— Не пялься. Я не люблю, когда на меня так смотрят.
— Я только спросить хотела.
— Спрашивай издалека.
— Извини.
— Ладно уж, проехали. Сегодня про любовь.
Урок МанеЛюбия
— Кого ты должна любить больше всего?
— Маму и папу!
— Неправильный ответ. Любить прежде всего надо себя. Но сначала — меня.
— Это как?
— Очень просто. Сначала смотришь на меня и спрашиваешь себя: "что бы хотела моя любимая Манечка?" Потом приносишь мне то, что я хочу. А потом думаешь: "А что бы хотела я?" И делаешь то, что хочешь ты. Если я разрешу.
Ляле такая увесистая информация была тяжеловата для понимания. Она наморщила лоб и стала напряженно думать.
— Чего ты морщишься? — заворчала Маняха, — Разгладь морду, а то раньше времени состаришься.
— Я запоминаю. Значит, сначала посмотреть на тебя… потом на себя… потом принести тебе… что принести?
— Балда. Ещё раз объясняю. Сначала смотришь на меня. Смотри!
Ляля вытаращила глаза на кошку.
— Видишь меня?
— Вижу!
— Хорошо. Теперь спроси себя: "Что хочет моя любимая Маня?"
— Как это?
— Что "как это"?
— Я не умею себя спрашивать, — затараторила Ляля, — Я же не знаю ответа. Как я могу сама себя спрашивать, если я спрашиваю себя, а сама не знаю ответа…
Кошка замахала на неё лапой.
— Тьфу! Замолчи! Запутала меня. Никого не спрашивай! Давай сначала. Итак, кого нужно любить?
— Себя!
— Но…
— …но сначала тебя!
— Правильно. Значит, сначала ты должна себе сказать: "Как мне повезло, что у меня есть такая Маняха! Ни у кого нет такой умной, красивой и мудрой кошки! Ни у кого нет! Только у меня!" Поняла?
— Поняла.
— Говори.
— Ниукого нет такой умной, красивой и мудрой кошки, а у меня есть. Мне сильно повезло! Только у меня есть! У меня есть, а Ниукого нет! А кто такой Ниукто?

Маня слегка потеряла нить действительности. Она сидела и смотрела в одну точку, словно её только что выключили.
— Мань! Кто такой Ниукто?
— А? — очнулась мудрая кошка. — Какой Ниукто?
— Ну, у которого ничего нет. Он кто?
— Кто?
— Ниукто! Ты сама сказала, что у Ниукта тебя нет, только у меня есть.
— Что у тебя?
Ляля недоверчиво посмотрела на свою учительницу. Так они и сидели, смотрели друг на друга, пока к ним не подошел Куба. Кубе хотелось играть, а играть было не с кем.
— Вы тут чего сидите? Я тоже хочу с вами.
Появление первого кошкиного конкурента Маняху отрезвило. Она встряхнулась и собрала мысли в кучку.
— Опять будешь вопросы свои дурацкие задавать? Опять мне урок сорвёшь?
— Не буду. Я буду тихо слушать.
— Ну, смотри мне… одно замечание, и ты отчислен.
Куба лёг рядом с девочками, положил голову на лапы и приготовился слушать.
— Лялька, ты меня опять запутала, — возобновила Маня оборванную нить повествования, — поэтому начнём опять с начала.
— Давай, — обрадовалась Ляля.
— Итак, себялюбие. Ты поняла, кого надо любить в первую очередь?
— Тебя?
— Правильно. А потом?
— Себя?
— Правильно.
— А маму с папой? А Кубу? А Бетти?
Маня цыкнула зубом и скривила мордочку.
— Этих не обязательно.
— Почему?
— Потому что любовь не безразмерная. Если всех любить, на меня не хватит. Поняла?
Куба приподнял голову.
— Кубка, — предупредительно шИкнула кошка, — только попробуй.
Куба положил голову обратно.
— Поняла, — сказала Ляля с сомнением. Кажется, она всё-таки не совсем поняла.
Про любовь к себе
— А после тебя кого можно любить?
— Себя, — ответила Маняха, — после того, как ты оценишь счастье быть со мной, можешь любить себя, сколько хочешь.
— Это сколько?
— Сколько хочешь.
Ляля неуверенно спросила:
— А сколько я хочу?
— Давай разбираться, — предложила интерактив учительница, — как ты думаешь, ты умная?
Ляля пожала плечами. Она столько раз слышала от Маняхи, что она дурочка, что не отважилась назвать себя в её присутствии умной.
— Не знаю…
— Но красивая?
— Мама говорит…
— Забудь, что мама говорит. Ты сама как думаешь?
— Красивая. Все девочки красивые.
— Забудь про всех. Думай про себя, — стала нервничать Маня и продолжила, — Кому бы ты отдала Кубкино оранжевое кольцо, если бы оно сейчас тут лежало?
— Маме.
— Зачем?!
— Потому что мама его кинет и будет игра…
— Кольцо нужно забрать себе! Всё нужно забрать себе! Это называется — любить себя!
Ляле перестал нравиться этот урок. Она точно знала, что резиновое оранжевое кольцо всегда нужно принести маме. Куба тоже приносил его маме, или папе, или тете Наташе, и они его кидали и получалась веселая игра. А если забрать его себе, то игра не получалась…
И с другими игрушками было точно так же… Если забрать себе игрушку и отогнать Кубу, то потом становилось скучно. Игрушка становилась неинтересная, друзья переставали дружить… А вот если поделиться добычей с Кубой, или с Бетти, или с Ланой… вот это было очень весело.
И быть красивой Ляле расхотелось. Вернее, быть САМОЙ красивой Ляля уже не хотела.
— Скучно быть самой красивой, — возразила она Мане, чем вызвала её недовольный взгляд.
— Это почему?
— Потому что… потому что… это значит, быть одиноким. Если ты лучше других, то все остальные не захотят с тобой дружить.
Куба опять приподнял голову и поддержал сестру:
— Правильно, Лялька. Дружба дороже.
— Нет, не правильно, — Маняха понимала, что ей не хватает слов, чтобы доказать собакам свою правоту, — Нельзя позволять другим быть лучше, чем ты сам!
Но Куба упёрся в свое мнение:
— Пусть они будут лучше! Разве это помешает мне быть самим собом? Я же знаю, какой я!
— Что ТЫ можешь знать про СЕБЯ?
— Я знаю! Я добрый. Я люблю любить всех подряд. Я уступаю, мне не жалко. Если нужно, я защитЮ, — и добавил тихо: — или убегу, если надо…
— Кубка, ты можешь быть дураком, но не учи этому Ляльку. Нужно любить себя и отстаивать своё право быть лучшим!
Куба не стал спорить с кошкой. Он знал, что Маня умнее его и всё равно сделает так, как хочет она, а не как хотят он или Ляля. Он решил уйти с этого урока.
Куба встал, отряхнулся и направился к двери. Там он остановился и посмотрел на девочек через плечо.
— Любить — это когда другим с тобой хорошо. Если любить только себя, можно умереть. Это как вода в миске — её нужно постоянно выпивать и менять. Иначе она стухнет. Помнишь, Лялька, как мама уехала, а папа забыл нам воду поменять? Она умерла и мы целый день её нюхали. И любовь так же. Её нужно раздавать, иначе она стухнет, и ты вместе с ней.
— Я не хочу стухнуть, — испугалась Лялишна, — Куба, я с тобой!
Ляля потрусила вслед за братом, оставив Маню сидеть в одиночестве на столешнице в ванной комнате. На кухне брат с сестрой остановились и посмотрели друг на друга.
— Жалко Маняху… — сказал Куба.
— Почему?
— Сидит одна.
— Она любит быть одна.
— Ты, Лялька, её не слушай. Мы собаки, а собаки не могут не любить.
— А кошки могут?
— Кошки разные бывают. Вон Бетькин Майкл вообще за ней на прогулки ходит и плачет, когда Бетти далеко убежит. Поэтому ты Маняху не слушай.
— Я не могу её не слушать, она обидится…
— Ну, ты тогда слушай, но помни, что ты собака. Для нас самые главные люди — это мама и папа, потом все остальные, а потом уже мы сами. понимаешь?
— Понимаю…
Вот такой урок Ляле нравился. Она покрутилась на кухне, понюхала обеденный стол, на котором уже стояли столовые приборы для ужина и, сглотнув слюну от запаха запеченной курочки, решила отвлечься и проведать одинокую Маню.
— Куба, пошли посмотрим, что Маня делает?
Маня лежала на стопке полотенец и страдала. Её все бросили. Она душу положила в воспитание мелкой собаки, а мелкая собака оказалась сссабакой и тоже её бросила.
— Мань, пошли с нами? Там мама с папой ужинать будут. Может, нам косточку дадут… Пошли?
Кошке стало приятно, что про неё вспомнили, но она не показала виду. Ещё чего!
— Косточки вредные. Вы бы лучше мои уроки усваивали, а не косточки выпрашивали.
— Мы усваиваем. Нам так сильно повезло, что ты у нас есть! Ниукого у тебя нет, а у нас есть.
— Кого у кого нет?
— У Ниукта тебя. А у нас есть, мы такие счастливые, что ты у нас есть!
Маня только вздохнула. Лялька опять всё перевернула с ног на голову и вывернула на изнанку. Но кошка простила свою ученицу и спрыгнула на пол к собакам.
— Ладно уж. Раз у Ниукта меня нет, пошли к этому Неукту, осчастливим его.
Даже в такой ситуации кошка всегда упадёт на четыре лапы ))) Чувство юмора у Мани всё-таки есть!
С вами была Александра и мой канал ДогАнгел. Подписывайтесь! Мы любим дружить и быть полезными!
Напоминаю о нашем вспомогательном Форуме. Там открылась новая тема для окошаченных и особаченных граждан ещё одного региона. Теперь у нас есть 3 региона, где читатели могут общаться и встречаться офлайн, т.е. выходить из Сумрака Экрана в Свет Реальной Жизни, как это сделали читатели из Москвы. Присоединяйтесь!